Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
665317, Иркутская область, Куйтунский район, с. Мингатуй, ул. Мира, 14

Наш адрес
+7 (39536) 9-10-24
galya.goryunova.75@mail.ru

Защита прав потребителей в сфере онлайн-образования

Пандемия существенным образом изменила привычный способ получения знаний. Организации переходили на удаленный формат работы, учебные заведения на дистанционное обучение, люди стали активнее получать новые профессиональные навыки в Интернете. Появилось множество онлайн-курсов, увеличилось разнообразие программ обучения. Получение образования онлайн стало актуальным. При этом, качество онлайн-курсов, оставляет желать лучшего. Важно помнить, что получение образования дистанционно,  должно происходить без потери качества и ценности информации.

 

На что обратить внимание при приобретении  онлайн-курса и как вернуть деньги за онлайн-обучение

 

На сайте должна быть размещена вся правовая информация о владельце сайта, авторе курса в полном объеме. Данная информация должна содержаться в Пользовательском соглашении и Договоре оферты. 

При приобретении онлайн-курса в Интернете следует обратить на следующую информацию:

1.      Проверить сайт, на котором размещена информация о продаже онлайн-курса.

На сайте должна быть следующая информация:

·         Наименование организации, реализующей онлайн-обучение (ИП ли ООО), данные о физическом лице, плательщике НПД;

·         Место нахождения организации, контактные данные;

·         Информация о режиме работы.

2.      Проверить юридическую чистоту онлайн-школы.

На сайте Федеральной налоговой службы можно проверить информацию о ИП, ООО, и в, случае необходимости, запросить выписку ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Если компания прекратила свое существование – это будет указано в выписке.

Если это физическое лицо, плательщик НПД (самозанятый), информацию о нем, также можно проверить на сайте Федеральной налоговой службы.

Кроме того, рекомендуется проверить есть ли у онлайн-школы судебные производства в картотеке арбитражных дел. Если есть,то это тревожный “звонок”, и в данном случае, лучше воздержаться от покупки. 

3.      Уточнить вопрос оплаты онлайн-обучения и возврата денежных средств.

Будет уместным проверить, как происходит оплата - напрямую на сайте или через платежную систему. Нежелательно оплачивать онлайн-курс на карту физического лица. Поскольку в дальнейшем сложно будет найти конкретное лицо и предъявить претензию.

Платеж должен быть зафиксирован для того, чтобы в дальнейшем, Вам был направлен чек об оплате, любым способом, с помощью электронных и иных технических средств.

4.      Проверить отзывы и рекомендации.

 

Законодательство о защите прав потребителей в сфере онлайн-образования.

Важно знать, что потребитель, который приобретает образовательные услуги в Интернете, вправе отказаться от исполнения договора в любое время, как до начала исполнения услуги, так и в процессе ее оказания.

Право на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг установлено ст. 782 ГК РФ, и оно не может быть ограничено соглашением сторон.

Статьей 32 Закона РФ “О защите прав потребителей”, также предусмотрено, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Причины, по которым потребитель может отказаться от онлайн-обучения, могут быть разными: несоответствие обучения изначально заявленной программе, низкий уровень качества материала, низкий уровень исполнения обязанностей преподавателя, использование в программе обучения устаревших материалов, услуга предоставляется не тем лицом, которое указано в договоре и т.д.

К фактическим расходам будут относится только те расходы, которые связаны с оказанием услуг по обучению в отношении конкретного пользователя и понесены до отказа от договора. Это могут быть: банковская комиссия, создание платной учетной записи, а также иные расходы, понесенные в целях организации обучения в интересах потребителя.

 

Порядок возврата денег за онлайн-курс

1.      Написать претензию на имя продавца онлайн-курса.

В претензии указать требование о расторжении договора и возврате денежных средств, а также причины, по которым необходимо вернуть деньги иреквизиты банковского счета получателя, на который следует перечислить денежные средства. 

2.      Направить претензию.

Обращение может быть направлено Почтой России, либо на электронный адрес, в том числе на официальном сайте владельца-организатора курсов по онлайн-обучению. 

Продавец должен отреагировать в течение 10 дней - письменно. При этом, устные ответы об отказе в возврате денежных средств не признаются надлежащим исполнением требований действующего законодательства.

3.      Если претензионные требования не удовлетворили, то потребитель вправе подать исковое заявление в суд. В исковом заявлении необходимо заявить о взыскании:

·         денежной суммы за не оказанные по договору онлайн-курсов услуги;  

·         неустойки за несвоевременный возврат денежных средств;  

·         штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (в размере 50 % от присужденной судом суммы);  

·         компенсации морального вреда;  

·         судебные расходы (расходы на почтовую корреспонденцию; расходы на юридическую помощь и т.д.).

Важно. При подаче иска в рамках защиты прав потребителей, госпошлина не оплачивается. Согласно подп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы по искам о защите прав потребителей, если цена иска не превышает 1 000 000 руб.), а сам иск можно подать в суд по месту своего жительства (абз. 3 пункта 2 ст. 17 Закона РФ “О защите прав потребителей”).

Необходимо понимать, что рынок онлайн-образования в России растет. При этом увеличивается не только разнообразие программ, но и средний чек за образовательные услуги. Низкое качество образовательных онлайн-продуктов - одна из главных проблем современного онлайн-образования. Так как вхождение на рынок онлайн-образования требует относительно небольших финансовых вложений, то в эту сферу приходит много людей, единственной целью которых является - зарабатывание денег. В связи с чем, потребителю часто достаточно сложно определить, где можно получить достойное онлайн-образование, а где будут потрачены деньги на ветер.

        

Информация подготовлена специалистами консультационного центра по защите прав потребителей «ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области»

с использованием материалов сайта:https://sudact.ru

 

НАШИ КОНТАКТЫ: 

г. Иркутск, ул. Трилиссера 51, каб. 113

тел.: 8 (395-2) 22-23-88,

е-mail:  zpp@sesoirkutsk.ru

Instagram:zpp_irkutsk